Всемирная декларация об образовании для всех
| Всемирная декларация об образовании для всех была принята участниками Всемирной конференции «Образование для всех» в Джомтьене, Таиланд, 5-9 марта 1990 года с целью удовлетворения базовых образовательных потребностей всех людей. В статье 3 Всемирной декларации говорится о том, что Потребности инвалидов в образовании заслуживают особого внимания. Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования. |

Всемирная программа действий в отношении инвалидов | Цель Всемирной программы действий в отношении инвалидов заключается в содействии эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей "равенства" и "полного участия" инвалидов в социальной жизни и развитии. Это означает создание таких же условий жизни, что и для всего населения. В области образования всемирная программа устанавливает, что обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе. |

Всеобщая Декларация прав человека | Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам". Образование, таким образом, становится одним из важнейших способов интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Для молодых инвалидов образование становится важнейшей предпосылкой успешной трудовой деятельности. |

Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц | Международный документ о правах умственно отсталых лиц декларирует, что они имеют в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, в том числе право на образование и обучение. |
Декларация ООН о правах инвалидов
| Первый международный документ, принятый ООН в защиту интересов инвалидов в целом, являлся прогрессивным для своего времени. Декларация о правах инвалидов закрепляла право на уважение их человеческого достоинства, право на те же гражданские и политические права, что имеют другие лица. Недостатки документа заключались в том, что он носил рекомендательный характер и не устанавливал четких норм относительно реализации права на образование. |
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
| Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования. |
Конвенция о правах инвалидов
| Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: - развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.
- доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
- предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
- создание условий для освоения социальных навыков;
- обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия должна будет принять на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации. |
Конвенция о правах ребенка
| Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет право всех детей получать образование без дискриминации по какому-либо признаку, право ребенка на уважение его достоинства, проживание в семье, право детей-инвалидов на социальную интеграцию. |
Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов – Принята Комитетом министров Совета Европы от 09.04.1992
| Документ рекомендует правительствам государств – членов Совета Европы проводить последовательную и глобальную политику в поддержку инвалидов, гарантирующую полное и активное участие в жизни общества. Люди с инвалидностью должны получить возможность осуществлять полностью свои гражданские права и иметь доступ во все учреждения и ко всем видам услуг в обществе, включая образование. |
Саламанкская декларация о принципах,политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями | В июне 1994 года более трехсот участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, собрались в Саламанке, Испания, в целях содействия достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые необходимо осуществить для поощрения инклюзивного образования, а именно: обеспечения того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями. В работе Конференции, организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО, приняли участие высокопоставленные должностные лица, занимающиеся вопросами образования, администраторы, руководители и специалисты, а также представители Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, других международных правительственных организаций, неправительственных организаций и учреждений-доноров. Конференция приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий. Эти документы базируются на принципе включения путем признания необходимости действовать в направлении создания "Школ для всех", - учреждений, которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям. В соответствии с принятой декларацией школы должны отвечать потребностям всех детей независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных особенностей. Они должны обучать как детей-инвалидов, так и одаренных детей, детей из отдаленных районов, детей, относящихся к языковым, этническим и культурным меньшинствам, и других детей, находящихся в неблагоприятном положении или принадлежащих к маргинальным группам. Саламанкская Декларация обязывает правительства всех стран сделать «включение» детей с особыми потребностями приоритетной задачей. Ее положения позволяют защитникам прав и интересов детей с особыми потребностями с большей уверенностью оказывать давление на свои правительства. |

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов | Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов не являлись обязательными для исполнения, но стали нормами международного обычного права, когда они признаются большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право. В области образования эти правила не только закрепляют право каждого ребенка, молодого человека или взрослого с инвалидностью на образование, но и говорят о том, что такое образование должно предоставляться в интегрированных условиях, в общей системе образования. |